Список тем

Язык разметки HTML.

  1. Язык разметки гипертекста HTML. История, развитие и перспективы HTML.
  2. Структура HTML-документа, основные теги. Конструкции SGML, используемые в HTML.
  3. Основные типы данных HTML (информация о символах, цветах, длинах, URI, типах содержимого и т.д.)
  4. Стиль в документах HTML. Внешние таблицы стилей. Каскады таблиц стилей.
  5. Фреймы.
  6. Формы.
  7. Скрипты.
  8. Литература
  1. Язык разметки гипертекста HTML. История, развитие и перспективы HTML.
    1989 г. известен появлением идеи Всемирной Сети (World Wide Web, WWW) Она была предложена (а реализована через два года) Тимом Бернсом Ли, программистом Европейского центра ядерных исследований CERN, расположенного в Женеве. Тогда же он создал и новое SGML-приложение, известное сегодня как язык разметки HTML. А сам SGML расширился стандартизованной ISO таблицей стилей DSSSL (ISO 10179), позволившей дополнять описания структуры SGML-документа независимыми от платформы способами его представления на экране. Через год Бернс Ли написал на Objective-C первый браузер для компьютера NeXT. Браузер включал в себя также первый редактор HTML-документов. Популярность Сети росла. На следующий год Роберт Каилау, коллега Бернса Ли, сделал браузер Samba для Мака. В Ленинградском электротехническом институте появилась первая версия пакета “ГиперМетод” для DOS одноименной фирмы.
    В 1992 г. Том Брюс распространил первый браузер Cello для компьютеров класса IBM PC, после чего множество компаний начали выпускать собственные Интернет-навигаторы. Это привело к массовой нестыковке, потому что каждый производитель браузеров старался дополнить тогда еще крайне ограниченный HTML своим набором тегов.
    В феврале 1993 г. в Национальном центре суперкомпьютерных приложений США под руководством Марка Андриссена был создан браузер Mosaic для Unix, знаменитый первым графическим интерфейсом среди себе подобных. Летом Марк подготовил версии для Мака и Windows. А на следующий год группа разработчиков Mosaic, возглавляемая Джеймсом Кларком, создала собственную корпорацию Netscape Communications (которая вскоре потрясла Уолл-стрит самыми быстрыми в мире темпами роста) и затем выпустила коммерческий браузер Netscape. Современное название Netscape Navigator 2.0 он получил со второй версии, когда в действовавший стандарт HTML эта корпорация добавила множество новых тегов. Ведущие информационные корпорации, недовольные неразберихой тегов HTML, сформировали в декабре 1994 г. консорциум WWW (W3C), быстро взявший под свой контроль работу практически над всеми стандартами важнейших технологий Сети.
    Тем временем была утверждена версия HTML 2.0 — такую ответственность взяла на себя Международная комиссия по стандартам в Интернете (Internet Engineering Task Force), разрабатывавшая сетевые протоколы. Но HTML 2.0 все же оставался SGML-приложением, ориентированным не на более востребованные в практических Web-проектах задачи форматирования текста, а на построение структуры документа.
    Третью версию HTML 3.0 разрабатывал Дэйв Рэггетт, специалист W3C. Эта спецификация из-за конкуренции между производителями Web-приложений, оказывавших давление на W3C, так и не была закончена, а консорциум сосредоточил усилия не на технологической, а на политической стороне вопроса, стараясь примирить враждовавших разработчиков браузеров. В результате была достигнута договоренность о выпуске в январе 1997-го стандарта HTML 3.2, объединившего наборы тегов, поддерживаемые и Netscape Navigator, и Internet Explorer. На скорейшем выходе HTML 3.2 настаивали также IBM, Novell и Sun.
    Не выдержав давления софтверной империи Билла Гейтса, Netscape стала допускать новые ошибки. Все еще веря в собственное влияние на рынок, она не отнеслась с должным вниманием к новой технологии Cascading Style Sheets (CSS, аналог таблиц стилей DSSSL, только для HTML), реализовав ее поддержку в виде не очень удобной технологии JASS (JavaScript Accessible Style Sheets), требовавшей знания программирования. Microsoft же, наоборот, выделила возможность создания сценариев в HTML-документах, предложив пользователям сразу два скрипт-языка — JScript и VBScript. CSS мгновенно завоевала популярность. Она позволила разделять логическую структуру HTML-документов и способы их форматирования и отображения на экране. При этом технология CSS оказалась весьма гибкой и дала возможность создавать вложенные (каскадные) стили с иерархической системой подчинения и наследования возможностей.
    Рабочая версия HTML 4.0 стала доступной 8 июня 1997 г., а в декабре появилась и официальная рекомендация W3C. Война браузеров и наборов тегов закончилась, поэтому HTML 4.0 оказался на удивление стабильным. Он действует до настоящего времени, вышла только одна небольшая промежуточная версия 4.01 с исправленными ошибками спецификации.
    Новых версий языка HTML не будет, однако существует дальнейшее развитие HTML под названием XHTML (Extensible Hypertext Markup Language). Пока XHTML по своим возможностям сопоставим с HTML, однако предъявляет более строгие требования к синтаксису.

  2. Структура HTML-документа, основные теги. Конструкции SGML, используемые в HTML.
    Форматирование документа на языке HTML задается специальными дескрипторами (тегами). Тегом называется команда форматирования данных и заключена эта команда в угловые скобки «<» и «>». Существует две основных разновидности тегов: парные и непарные. Парный тег требует наличия закрывающего тега. Тэг называется закрывающим, так как он отменяет команду. При этом закрывающий тег отличается от открывающего тега наличием косой черты, например, . Открывающий и закрывающий теги образуют контейнер, внутри которого находится информация. Непарный тег не имеет закрывающего тега.
    Любой HTML-документ содержит три основных обязательных раздела: HTML, HEAD, BODY. Рассмотрим подробнее каждый из них.

    Раздел HTML определяет специфику документа, содержание которого будет интерпретироваться браузером. Раздел описывается тегом-контейнером <HTML></HTML> и дает браузеру информацию о том, что документ разработан с помощью языка разметки HTML.

    Раздел HEAD выполняет функцию рабочего заголовка HTML-документа. Он описывается парным тегом <HEAD></HEAD> Внутри этого раздела располагается служебная информация, не отображаемая в главном окне HTML-документа. Рассмотрим теги, которые содержит раздел HEAD.

    Раздел BODY является одним из самых важных компонентов любого HTML-документа, т.к. в нем располагается содержательная часть, которая выводится браузером на экран монитора пользователя. Раздел описывается парным тегом <BODY></BODY>, внутри которого размещается большинство существующих тегов HTML. Тег <BODY> имеет ряд параметров, которые условно можно разделить на четыре основные группы: параметры фона, границ документа, текста и гиперссылок.
    background - фоновый узор, указывает на адрес фонового изображения
    bgcolor - Указание фонового цвета
    bottommargin - устанавливает границу нижнего поля документа(в пикселях)
    leftmargin - отступ слева (в пикселях)
    rightmargin -отступ справа (в пикселях)
    topmargin - отступ сверху (в пикселях)
    link - цвет ссылок
    alink - цвет активных ссылок
    vlink - цвет посещенных ссылок
    text - цвет текста
    bgproperties = «fixed» - фон не прокручивать
    scroll - устанавливает наличие или отсутствие полосы прокрутки (распознаётся только браузером Internet Explorer)

  3. Основные типы данных HTML.
    Значения атрибутов в языке HTML могут иметь различные типы данных. Основными типами данных являются следующие.
  4. Стиль в документах HTML. Внешние таблицы стилей. Каскады таблиц стилей.
    Таблицы стилей упрощают определение интервалов между строками текста, отступов, цветов, используемых для текста и фона, размера и стиля шрифтов и другой информации. HTML 4.0 обеспечивает поддержку следующих функций таблиц стилей:

    HTML позволяет авторам связывать с документом любое число внешних таблиц стилей. Язык таблиц стилей определяет взаимодействие нескольких внешних таблиц стилей (например, правила «каскадов» CSS).
    Авторы могут указать ряд взаимоисключающих таблиц стилей, называемых альтернативными. Пользователи могут выбирать таблицы, которые им больше нравятся. Например, автор может указать один стиль для небольших экранов, другой - для слабовидящих пользователей (например, с использованием крупного шрифта). Агенты пользователей должны предоставлять пользователям возможности выбора одной из альтернативных таблиц.
    Автор может указать, что одна из альтернатив является предпочтительной. Агенты пользователей должны применять предпочитаемые автором таблицы стилей, если пользователь не выбрал другую альтернативу.
    Авторы также могут указать постоянные таблицы стилей, которые агенты пользователей должны применять в дополнение к альтернативным таблицам стилей.
    Авторы указывают внешние таблицы стилей с помощью атрибутов элемента LINK.

    1. Устанавливается в атрибуте href местоположение файла таблицы стилей. Значением атрибута href должен бытьURI.
    2. Устанавливается для атрибута type значение, указывающее язык связанного ресурса (таблицы стилей). Это позволяет агентам пользователей не загружать таблицы стилей, использующие неподдерживаемые языки.
    3. Указывается, является ли таблицы стилей постоянной, предпочитаемой или альтернативной:

    Каскадные языки таблиц стилей, такие как CSS, позволяют использовать информацию о стиле из нескольких источников. Однако не все языки таблиц стилей поддерживают каскады. Чтобы определить каскад, авторы указывают последовательность элементов LINK и/или STYLE. Каскад информации таблиц стилей производится в порядке указания элементов в разделе HEAD.

  5. Фреймы
    Фреймы в HTML позволяют авторам представлять документы в нескольких разделах, которые могут быть независимыми или вложенными окнами. Это обеспечивает дизайнерам способ оставлять некоторую информацию видимой, в то время как другая информация прокручивается или заменяется. Например, в одном окне в одном фрейме может отображаться статический баннер, во втором навигационное меню, а в третьем - сам документ, который можно прокручивать или переходить к другому с помощью навигации во втором фрейме.
    Документ HTML, в котором описывается компоновка фреймов (называемый документом с фреймами), выглядит не так, как документ HTML без фреймов. Стандартный документ имеет один раздел HEAD и один раздел BODY. Документ с фреймами имеет раздел HEAD и раздел FRAMESET, который заменяет раздел BODY.
    В разделе FRAMESET задается расположение фреймов в основном окне агента пользователя. Кроме того, в разделе FRAMESET может присутствовать элемент NOFRAME с альтернативным содержанием для агентов пользователей, не поддерживающих фреймы или сконфигурированных так, чтобы их не показывать. Элементы, обычно помещаемые в раздел BODY, не должны присутствовать до первого элемента FRAMESET, иначе элемент FRAMESET будет игнорироваться.
    Авторы могут разделять данные между несколькими фреймами, включая эти данные с помощью элемента OBJECT. Элемент OBJECT следует включать в элемент HEAD документа с фреймами и давать ему имя с помощью атрибута id. Любой документ, являющийся содержимым фрейма, может ссылаться на этот идентификатор. Элемент FRAME описывает свойства отдельного фрейма.
    Элемент NOFRAME задает содержимое, которое должно отображаться, только если не отображаются фреймы. Агенты пользователей, поддерживающие фреймы, должны отображать содержимое объявления NOFRAME, только если они сконфигурированы так, чтобы не отображать фреймы. Агенты пользователей, не поддерживающие фреймы, должны отображать содержимое элемента NOFRAME в любом случае.

  6. Формы
    Форма HTML - это раздел документа, в котором содержатся обычная информация, разметка и специальные элементы, называемые управляющие элементы (флажки, кнопки с зависимой фиксацией, меню и т.д.), а также метки этих управляющих элементов. Обычно пользователи "заполняют" форму, модифицируя управляющие элементы (вводя текст, выбирая пункты меню и т.д.) перед тем, как предоставить форму агенту пользователя для обработки (например, на Web-серввер, на почтовый сервер и т.д.) В HTML определены следующие типы управляющих элементов:

  7. Скрипты
    Клиентский скрипт - это программа, которая может сопровождать документ HTML или непосредственно быть внедренной в него. Эта программа выполняется на клиентской машине при загрузке документа или в другое время, например, когда активизируется ссылка. Поддержка скриптов в HTML не зависит от языка скрипта.
    Скрипты предлагают авторам средства усиления интерактивности документов HTML. Например:
    Авторы могут прикреплять к документу HTML два типа скриптов:
    1. Скрипты, выполняющиеся один раз при загрузке документа агентом пользователя. Скрипты, описанные в элементе SCRIPT, выполняются при загрузке документа. Для агентов пользователя, не обрабатывающих скрипты, авторы могут определить альтернативное содержимое с помощью элемента NOSCRIPT.
    2. Скрипты, выполняемые каждый раз, когда происходит определенное событие. Эти скрипты могут назначаться ряду элементов с помощью атрибутов внутренних событий.

    Поскольку документ HTML не предполагает определенный язык скрипта, авторы документа должны явно сообщить агентам пользователей язык каждого скрипта. Это может выполняться с помощью объявления скрипта по умолчанию или с помощью локального объявления.
    Скрипты, выполняемые при загрузке документа, могут динамически изменять содержимое документа. Такая возможность зависит от самого языка скрипта. Элемент NOSCRIPT позволяет авторам определять альтернативное содержимое, когда скрипт не выполняется. Агенты пользователей, не поддерживающие клиентские скрипты, должны представлять содержимое этого элемента.

  8. Литература
    1. Dave Ragget,Arnaud Le Hors, Ian Jacobs, Специфика HTML4.0
    2. П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И.Сурин, Введение в HTML, курс лекций
    3. Ю. Лукач, Справочник Web-разработчика
    4. Сергей Бобровский, Разработка приложений. История гипертекста и язык разметки HTML
    5. HTML // The free encyclopedia Wikipedia


Сайт управляется системой uCoz

Список тем